С 12 октября по 3 декабря 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», созданная совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем.
Выставка продолжила исследование развития отечественной скульптуры, начавшееся в 2021 году проектом «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», в рамках которого более 60 000 посетителей Манежа смогли погрузиться в историю скульптуры XVIII–XX столетий. Выставочный проект 2023 года фокусировал внимание посетителя исключительно на ХХ веке, как наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте развития русской скульптуры.
«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» продемонстрировал более 300 уникальных произведений скульптуры из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний: работы более 200 ваятелей, в том числе Михаила Аникушина, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи и многих других выдающихся творцов. На выставке были также экспонированы произведения скульпторов, в силу различных обстоятельств оказавшихся в тени и оцененных лишь с течением времени.
Концепция выставочного проекта объединила два культурных пласта ХХ столетия: скульптуру и кино/видеосъемку — в историческом и кинетическом контексте. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — основной лейтмотив проекта.
«Выставка «Сопряжение форм» продолжает исследование истории развития скульптуры как самостоятельного вида изобразительного искусства. Неслучайно выбрано название проекта «Сопряжение форм» — единение разных форм искусства, новаторские взгляды на художественные проявления, а также стремительное развитие исторических, политических и социальных изменений страны нашли отражение в выставочном проекте. ХХ век также изменил и подход к личности скульптора, поиску его индивидуального стиля, творческого почерка, визуальных эффектов, контрастов фактур и материалов. Также неслучайно выбор кураторской группы проекта пал на появившиеся именно в ХХ веке новые виды искусств — как то телевидение и кинематограф. Яркие, динамичные свидетели своего времени — новостные сюжеты и документальная хроника — как нельзя лучше передают энергетику ХХ века и раскрывают темы поиска новых смыслов и героев прошлого столетия».
Анна Ялова, директор Центрального выставочного зала «Манеж»
«При всем невероятном богатстве художественного наследия и несмотря на все разнообразие форм сопряжения смыслов в скульптуре XX века, в настоящий момент отечественная пластика обозначенного периода представляется недостаточно глубоко изученной. Поэтому выставку «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» по праву можно назвать исследованием, позволяющим вспомнить забытые произведения всем известных творцов, выявить уникальные работы менее популярных авторов, а также в целом проследить изменения в творческом процессе и подходах к воплощению художественного замысла в скульптуре прошлого столетия».
Елизавета Павлычева, куратор выставки, ЦВЗ «Манеж»
Экспозиция была выстроена по тематико-хронологическому принципу, с аллюзиями на кинематограф. Среди разделов выставки: «Сценарный план» (главные социально-исторические вехи ХХ века, повлиявшие на развитие скульптуры), «Действующие лица» (бюсты выдающихся деятелей ХХ столетия), «В главных ролях» (модели осуществленных и неосуществленных памятников), «0+» (детские образы в скульптуре ХХ века), «Монтаж и цветокоррекция» (цветная и абстрактная скульптура); «18+» (обнажённая натура). Завершающая часть экспозиции — «Широкий формат» (тема труда в скульптуре, включающая в себя «Мастерскую скульптора», где посетители увидят документальную хронику создания знаковых скульптур выдающимися ваятелями ХХ века).
«Двадцатый век с его научно-технической и культурной революцией подарил такому в целом консервативному виду изобразительного искусства, как скульптура, тематическое и пластическое разнообразие (в основном за счёт бытовых и социально-политических мотивов, как в реалистических, так и абстрактных формах), расширение жанровых рамок (происходит взаимопроникновение портрета, жанровых композиций и пейзажа), изменил целеполагание при создании станковой скульптуры (появляются "отчётные" произведения, выполненные специально для выставок, многие заказные работы окрашиваются "общественной значимостью"), привлёк внимание и возвеличил предмет как таковой (с одной стороны, произошло превращение бытовых предметов — мебели, продуктов, разного рода технических деталей — в скульптуру, с другой — скульптура обрела несвойственные ей практические функции), обусловил обогащение скульптуры за счёт дизайнерских приёмов). Всё это многообразие форм и стилей отражено в концепции выставочного проекта».
Марина Стекольникова, сокуратор выставки, Государственный Русский музей
На выставке команда Манежа представила обширную просветительскую программу, включающую в себя экскурсионные туры, арт-медиации, лекции и открытые дискуссии, а также дополнительные мероприятия для разных аудиторий, в том числе для детской, подростковой и инклюзивной.
Проект реализован при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Возрастное ограничение — 12+.
Куратор: Елизавета Павлычева (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург)
Сокураторы: Елена Карпова, Елена Василевская, Марина Стекольникова (Русский музей, Санкт-Петербург), Ирина Седова (Третьяковская галерея, Москва), Иннокентий Иванов
Координаторы: Рената Урусова, София Антипычева, Мария Королёва (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург)
Архитектурная концепция: Ингмар Витвицкий
Архитектура: Ингмар АСБ
Графический дизайн: Денис Калядин
Логистика: Передвижникъ
Застройка: Декор-ателье