Петербургский Манеж совместно с Государственной Третьяковской галереей представляют выставочный проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых направлений в современном искусстве — кинетизму. Экспозиция покажет широкую панораму развития кинетизма в России в 60-х-70-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.
В основе кинетического искусства лежит идея трансформации как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.
Наравне с научным авангардом, художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие вопросы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность определяли актуальную художественную проблематику того времени.
Художники не только искали новые формы воплощения своих творческих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды.
Таким образом, кинетизм являлся не просто направлением в истории искусства, но своеобразной лабораторией, в которой художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, во многом является частью нашей повседневной жизни.
На выставке в Манеже будут представлены работы известных художников-кинетов, создавших основной комплекс произведений в 60-х-70-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов. Выставочный проект будет состоять из четырёх тематических разделов: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии».
Экспозиция включит в себя все разнообразие форм и жанров кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видео-проекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты — всего около 400 экспонатов.
Куратор — Юлия Аксёнова
Со-кураторы — Анна Колейчук, Андрей Смирнов
Ассистирующий куратор — Алиса Прохорова
Архитектор — Ксения Лукьянова
Координатор — Елизавета Павлычева
Графический дизайн — Андрей Шелютто/Ирина Чекмарева
Продюсер — Анна Ялова
Художники–участники:
Петр Айду, Владимир Акулинин, Владимир Баранов-Россине, Андрей Бергер, Леонид Борисов, Дзига Вертов, Герман Виноградов, Николай Воинов, Анатолий Волгин, Наум Габо, Булат Галеев и казанский НИИ «Прометей», Владимир Галкин, Илья Голосов, Наталья Гончарова, Александр Григорьев, группа «Движение», Михаил Дорохов, Римма Заневская-Сапгир, Юрий Злотников, Сергей Зорин, Платон Инфантэ, Франциско Инфантэ-Арана, Карл Иогансон, Густав Клуцис, Иван Клюн, Анна Колейчук, Вячеслав Колейчук, Алиса Королева, Владимир Кринский, Георгий Крутиков, Иван Кудряшов, Валентина Кулагина-Клуцис, Александр Лабас, Александр Лаврентьев, Николай Ладовский, Август Ланин, Иван Леонидов, Эль Лисицкий, Вячеслав Локтев, Татьяна Макарова, Казимир Малевич, Владимир Мартиросов, Михаил Матюшин, Олег Макаров, Павел Мансуров, Константин Мельников, Петр Митурич, Маша Молокова, Соломон Никритин, Лев Нусберг, Натан Певзнер, Любовь Попова, Юрий Правдюк, Наталья Прокуратова, Александр Пушкарев, Климент Редько, Александр Родченко, Ольга Розанова, Роман Сакин, Павел Сельдемиров, Андрей Смирнов, Юрий Соболев, Георгий Стенберг, Варвара Степанова, Владимир Татлин, Сергей Третьяков, Екатерина Трубина, Сергей Филатов, Велимир Хлебников, Илья Чашник, Яков Чернихов, Алексей Шульгин, Мария Эндер, Константин Юон, Сергей Якунин, Recycle Group, Студия Stain, ::vtol:: (Дмитрий Морозов).
При поддержке:
Государственной Третьяковской галереи
При участии:
Государственного Русского музея
Галереи «Триумф»
Брянского областного художественного музейно-выставочного центра
ГМИИ имени А. С. Пушкина
Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея»
Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО
Государственного музея В. В. Маяковского
Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
Кировского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых»
Московского музея современного искусства
Музея МАРХИ
Музея современного искусства «Гараж»
Нового музея Аслана Чехоева
Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)
Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная библиотека искусств»
Лабас-фонда/МАММ
МОФ «Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова»
Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева
Сергея Александрова
Михаила Алшибая
Романа Бабичева
Тимофея Гриднева
Антона Козлова
Галины Метеличенко
Сергея Позднякова
Михаила Рызвановича
Дениса Химиляйне
и других владельцев частных коллекций
При содействии:
Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Александра Лаврентьева
Анны Романовой
Ирины Мамоновой
Антона Денисова
Владимира Амелина и «Передвижникъ»
Андрея Брель и «Экспо-М1»
Дмитрия Крылова, Андрея Пунина и Творческой мастерской ARKI: Боремира Бахарева, Сергея Валицкого, Марины Власовой, Алексея Дудникова, Михаила Зуева, Алексея Мурзина, Олега Панова, Павла Покровского, Дмитрия Утёмова, Бориса Шершенкова
Скрыть