Итальянский зодчий Джакомо Кваренги приехал в Петербург в 1780 году по приглашению Екатерины II. Воспитанному на наследии античности и эпохи Возрождения Кваренги суждено было стать одним из ведущих архитекторов русского классицизма, а многим из его построек — определить художественный облик парадного Петербурга.
Среди основных построек Кваренги: здание Академии наук (1783-1789), Эрмитажный театр (1783-1787), дворец Юсуповых на набережной Фонтанки (1789-1792), Государственный Ассигнационный банк (1783-1790), Александровский дворец в Пушкине (1792-1796), Смольный институт (1806-1808) и, конечно, Конногвардейский манеж (1804-1807).
Уличный объект "Нос. Кваренги" — это и попытка наделения городского пространства новыми смыслами, и дань памяти великому зодчему, со дня смерти которого в этом году исполняется 200 лет, и полноценная катальная горка для детей и взрослых в самом центре Петербурга.
“Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу", писал в середине XIX века в своих "Записках" один из самых известных российских мемуаристов Филипп Филиппович Вигель.
Существуют десятки карикатур на Кваренги, созданные художниками его эпохи — А. Виги, А. О. Орловским, О. А. Кипренским и другими. Одни из самых ироничных и виртуозных рисунков принадлежат перу короля шаржа начала XIX века Александру Орловскому. Его портрет носа архитектора (не фрагмент, а именно портрет носа) выводит на сцену нос как самостоятельный персонаж задолго до появления этой темы мифологии "Петербургских повестей" Н. В. Гоголя.
Проект "Нос. Кваренги" расскажет о выдающемся зодчем, создателе Конногвардейского манежа, а также представит его в неожиданном свете — как основоположника одного из излюбленных петербургских мифов.
Концепция проекта: ЦВЗ "Манеж"
Авторы проекта: Андрей Пунин, Екатерина Филипенко
Открытие: 23 апреля, 12.00
Адрес: площадь у западного фасада Манежа (ул. Якубовича, дом 1).