В небольшом импровизированном елочном лесу расположен уже знакомый вам Нос Кваренги — катальная горка для взрослых и детей, созданная нами к юбилейной дате великого зодчего.
Итальянский зодчий Джакомо Кваренги приехал в Петербург в 1780 году по приглашению Екатерины II. Воспитанному на наследии античности и эпохи Возрождения Кваренги суждено было стать одним из ведущих архитекторов русского классицизма, а многим из его построек — определить художественный облик парадного Петербурга. Одной из таких построек стал Конногвардейский манеж (1804-1807), сооруженный для тренировок в верховой езде и парадных выездок императорского полка.
Присоединяйтесь к возрождению традиций городских гуляний и праздников на площади у Манежа, которые восходят к XIX веку, началу истории здания.
Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник.
20 сентября 1744 (Бергамо, Италия) — 1 марта 1817 (Санкт-Петербург)
Итальянский зодчий Джакомо Кваренги приехал в Петербург в 1780 году по приглашению Екатерины II. Воспитанному на наследии античности и эпохи Возрождения Кваренги суждено было стать одним из ведущих архитекторов русского классицизма, а многим из его построек — определить художественный облик парадного Петербурга.
В основе архитектурного стиля Кваренги лежит палладианство — направление раннего итальянского классицизма, восходящее к творчеству выдающегося зодчество эпохи Ренессанса Андреа Палладио (1508 - 1580).
В России Кваренги прожил тридцать семь лет, строил для трех императоров (Екатерины II, Павла I и Александра I) и заслужил высокое признание на своей второй родине: в 1814 году мастер получил потомственное русское дворянство и орден Святого Владимира I степени.
Среди основных построек Кваренги в Петербурге: здание Академии наук (1783-1789), Эрмитажный театр (1783-1787), дворец Юсуповых на набережной Фонтанки (1789-1792), Государственный Ассигнационный банк (1783-1790), Александровский дворец в Пушкине (1792-1796), Смольный институт (1806-1808), Конногвардейский манеж (1804-1807).
Конногвардейский манеж построен для верховых упражнений и парадных выездок Лейб-гвардии Конного полка. Функция полка — охрана императорской семьи, сопровождение правительственных выездов, участие в парадах и смотрах. Впоследствии конногвардейцы внесли свой вклад и в основные боевые сражения Российской истории. Полк был одной из самых привилегированных частей российской гвардии, его шефами были правящие императоры и великие князья.
Строительство манежа закончено в рекордно короткие сроки. Здание обладает строгими пропорциями и четкой ритмикой архитектурных элементов. Главный фасад обращен на Исаакиевскую площадь и решен в виде восьмиколонного портика тосканского ордера, завершенного фронтоном со скульптурными барельефами. На фронтоне размещены три статуи античных богинь.
По задумке Кваренги, Конногвардейский манеж занимает ключевую позицию в центральном ансамбле Петербурга первой половины XIX в. В непосредственной близости ведется строительство сооружений будущего классического ансамбля города: Адмиралтейства А. Д. Захарова, Исаакиевского собора О. Монферрана, здания Сената и Синода К. Росси. Парадный портик манежа просматривается с больших расстояний и замыкает панораму трех парадных площадей: Дворцовой, Адмиралтейской и Исаакиевской, образующих единую центральную площадь столицы Российской империи. В 1870-х гг. перед Адмиралтейством устроен Александровский сад. Из-за разросшихся деревьев к началу XX в. задуманное зодчим панорамное единство исчезает.
#НосКваренги и мифология Петербургского носа
“Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу", писал в середине XIX века в своих "Записках" один из самых известных российских мемуаристов Филипп Филиппович Вигель.
Существуют десятки карикатур на Кваренги, созданные художниками его эпохи — А. Виги, А. О. Орловским, О. А. Кипренским и другими. Однако, по свидетельству современников, Кваренги был человеком уравновешенным и доброжелательным, и эти рисунки не выводили его из себя.
Одни из самых ироничных и виртуозных рисунков принадлежат перу короля шаржа начала XIX века Александру Орловскому. Его портрет носа архитектора, да еще и созданный с натуры, (о чем сообщают авторские подписи на бумаге “d`apr?s Nature” ( “рисовал с натуры”) и “Portrait de nez du… Quarenghi” (“портрет носа… Кваренги”) выводит на сцену нос как отдельный и самостоятельный персонаж. Спустя чуть более 25 лет эта фантасмагорическая тема получит свое гротескное продолжение в “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя.
Интересно, что именно неподалеку от здания Конногвардейского манежа, на Исаакиевском наплавном мосту — первом мосту через Неву, соединявшим Васильевский остров с центральной частью города и протянувшимся от Медного всадника до Меншиковского дворца — стоял герой повести Н. В Гоголя “Нос”, цирюльник Иван Яковлевич. “Почтенный гражданин” “прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом”.
Таким образом, в петербургской истории Кваренги оставил свой след не только как родоначальник строгого классицизма (или “Палладианства”), но и как “основоположник” одного из излюбленных мотивов петербургской мифологии.
Джакомо Кваренги умер в Санкт-Петербурге 2 марта 1817 года. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Скрыть