Центральный выставочный зал «Манеж» продолжает серию дискуссий в рамках международной онлайн-платформы NEW NOW.
NEW NOW — это площадка для диалога, генерации новых смыслов, переосмысления нашего отношения к себе в меняющемся мире. Программа откликается на самые яркие идейные преобразования и вызовы современности, тем самым помогая формировать наше общее будущее.
16 декабря состоялась четвертая дискуссия — «Трансгуманизм: за гранью человеческого?». Спикеры — Тимоти Мортон, Джеймс Дж. Хьюз и Эрик Швицгебель, модератор — Анна Кирикова.
Запись дискуссии доступна на нашем YouTube канале.
Трансгуманизм — научное и философское движение, в центре внимания которого лежит расширение физических и интеллектуальных возможностей человека, а также продление среднего срока жизни и, более того, — поиск возможностей достичь бессмертия.
Термин «трансгуманизм» ввел британский биолог и философ Джулиан Хаксли в работе «Новые бутылки для нового вина» (New Bottles for New Wine, 1957). Хаксли писал: «Человеческий вид при желании может превосходить самое себя, и это будут не отдельные случаи — здесь одним способом, а там другим, — но прорыв для всего человечества как единого целого. Нам нужно выбрать имя этой новой догме. Возможно, подойдет “трансгуманизм”: человек так и останется человеком, но пре-вознесшимся над собой благодаря осознанию новых возможностей своей природы и для своей природы».
С развитием нанотехнологий, генной инженерии, искусственного интеллекта, «интернета тел» (Internet of Bodies) и многих других ультрасовременных технологий трансгуманисты XXI века получили реальные возможности для работы над изменением самой природы человека. Говоря словами философа Ника Бострома, директора Института будущего человечества при Оксфордском университете, автора гипотезы о том, что наша жизнь может являться компьютерной симуляцией, иодного из самых ярких адептов трансгуманизма, «трансгуманисты считают, что человеческая природа находится в процессе становления и что мы можем научиться формовать это недопеченное существо, как пожелаем. Современное человечество — не обязательно конечная точка эволюции. Трансгуманисты надеются, что, разумно используя науку, технологии и другие средства познания, мы рано или поздно станем постчеловечеством — существами с намного более широкими способностями, нежели современные люди» («Генетическое усовершенствование человека: с позиции трансгуманизма» (Human Genetic Enhancement: A Transhumanist perspective), 2003).
Уже сегодня мир будущего, в котором действуют люди-киборги со сверхспособностями и искусственный интеллект, намного превосходящий человеческий, перестает быть чем-то сугубо из ряда научной фантастики. Ученые всерьез обсуждают такие перспективы развития человечества, как слияние искусственного интеллекта с человеческим, перенос памяти между организмами и загрузка сознания из человеческого мозга в компьютерный. Философы и антропологи предупреждают о возможных рисках, связанных с применением таких технологий, — от полного контроля над действиями человека до тотальной манипуляции его мыслями и желаниями и потери традиционных человеческих ценностей.
Вместе с приглашенными экспертами мы попытались разобраться в том, что из новейших технологий уже становится (стало) реальностью, и поговорили об этической стороне последствий этого. Задумались над тем, изменит ли реализация идей трансгуманизма устоявшиеся нормы отношений между людьми, и над тем, насколько радикально мы готовы изменить свое тело ради получения тех самых сверхспособностей. Попытались найти ту грань «человеческого», за которой нас ждет новая эпоха — эпоха постгуманизма.
Среди спикеров встречи — британский литературовед, культуролог и мыслитель Тимоти Мортон, широко известный своими концепциями кризиса эпохи антропоцена, «более-чем-человеческого» мира и конца привычного мира: «’Мы находимся в состоянии рождения’ — на грани того, чтобы сделаться не постлюдьми, но, впервые в истории, истинными людьми» (Лора Хадсон. Гиперобъекты от начала и до конца: мир после конца света. (Laura Hudson. At the End of the World, It’s Hyperobjects All the Way Down// WIRED, 2021).
Джеймс Дж. Хьюз — биоэтик и социолог, помощник проректора и старший научный сотрудник Центра прикладной этики Массачусетского университета (Бостон). В 2005 г. вместе с оксфордским философом Ником Бостромом стал основателем Института этики и новейших технологий и с тех пор является его исполнительным директором.
Участие в дискуссии также принял профессор Эрик Швицгебель. Он занимается исследованием связи между эмпирической психологией и философией сознания, в особенности природы верований, ненадежности наших суждений об опыте потока сознания и непрочной взаимосвязи философской этики и действительного морального поведения.
Дополнительные материалы для самостоятельного погружения в тему дискуссии доступны по ссылке.
О СПИКЕРАХ:
Тимоти Мортон — заведующий кафедрой английского языка Риты Ши Гаффи в Университете Райса (Хьюстон, США). Работал с Лори Андерсон, Бьорк, Дженнифер Уолш, Храфнхильдур Арнадоттир, Сабриной Скотт, Адамом Маккеем, Джеффом Бриджесом, Олафуром Элиассоном, Фарреллом Уильямсом и Джастином Гуарильей. Соавтор сценария и участник фильма о глобальном потеплении «Жизнь в прошедшем будущего» (2018, продюсер и рассказчик Джефф Бриджес). Автор либретто оперы Дженнифер Уолш «Время Время Время».
Автор книг: «Гипосубъекты: О том, как становятся людьми» (Hyposubjects: On Becoming Human. London: Open Humanities Press, 2021), «Любое искусство экологично» (All Art is Ecological. London: Penguin, 2021), «Космический корабль» (Spacecraft. London: Bloomsbury, 2021), «Стать экологичным» (М.: АдМаргинем, 2019), «Человечество: Солидарность с племенем нечеловеков» (Humankind: Solidarity with Non-Human People. London: Verso Books, 2017), «Темная экология: Логика будущего сосуществования» (Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. New York: Columbia University Press, 2016), «Ничто. Три исследования о буддизме» (Nothing: Three Inquiries in Buddhism. Chicago: University of Chicago Press, 2015), «Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира» (Пермь: ГилеПресс, 2019), «Реалистическая магия: Объекты, онтология, каузальность» (Realist Magic: Objects, Ontology, Causality. London: Open Humanities, 2013), «Экологическая мысль» (The Ecological Thought. Cambridge: Harvard University Press, 2010), «Экология без природы» (Ecology Without Nature: Rethinking Environmental Aesthetics. Cambridge: Harvard University Press, 2007), а также восьми других книг и 270 статей о философии, экологии, литературе, музыке, искусству, архитектуре, дизайну и еде. Работы Мортона переведены на 11 языков. В 2014 г. Мортон прочитал серию Уэллековских лекций по критической теории в Йельском университете.
Джеймс Дж. Хьюз — биоэтик и социолог, помощник проректора и старший научный сотрудник Центра прикладной этики Массачусетского университета (Бостон). Преподавал биоэтику в Центре клинической медицинской этики Маклина в Чикагском университете, где получил степень доктора социологии. Позднее преподавал политику в области здравоохранения, биоэтику, медицинскую социологию и методы исследования в Северо-Западном университете, Университете Коннектикута и Тринити-колледже. Автор книги «Гражданин киборг: Почему демократические общества должны принять во внимание переделанного человека будущего» (2004), соредактор сборника «Выжить в эпоху машин: Умные технологии и трансформация человеческого труда» (2017). В 2005 г. вместе с оксфордским философом Ником Бостромом стал основателем Института этики и новейших технологий и с тех пор является его исполнительным директором. Заместитель редактора «Журнала по этике и новейшим технологиям» и сооснователь «Журнала постгуманистических исследований». Кроме того, д-р Хьюз читает лекции и участвует в дискуссиях на темы медицинской этики, политики в здравоохранении, футурологии в разных странах мира.
В большинстве своих работ профессор Эрик Швицгебель исследует связи между эмпирической психологией и философией сознания, в особенности природу верований, ненадежность наших суждений об опыте потока сознания и непрочную взаимосвязь философской этики и действительного морального поведения. Также в фокусе его исследования китайская философия и философская научная фантастика. Его последняя книга — «Теория о придурках и другие злоключения философии» (2019).
Среди других его недавних книг — «Затруднения самосознания» (Perplexities of Consciousness, 2011) и «Описать внутренний опыт? Приверженец против скептика» (совместно с Расселом Т. Халбертом, Describing Inner Experience? Proponent Meets Skeptic, 2007). Он ведет блог «The Splintered Mind» («Расщепленное сознание») — размышления о философии психологии в широком понимании.
Модератор встречи — Анна Кирикова, создатель и программный директор программы NEW NOW (Манеж).
Мероприятие проводится в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
Партнер просветительской программы Манежа – Фонд Михаила Баженова.