О наступлении «эпохи Сталина» в кино возвестили в 1934 году триумфы «Чапаева», «Юности Максима», «Веселых ребят» и Всесоюзное совещание киноработников. За пять лет до этого Сталина ввергла в трепет идея Эйзенштейна экранизировать «Капитал». С того момента и до конца своей жизни Иосиф Сталин стал верховным — и весьма чутким — зрителем и продюсером Страны Советов.
Сталин одновременно думал о нескольких десятках снимавшихся фильмов, хотя у него хватало забот и помимо «важнейшего из искусств». На смену поэтическому, безгеройному кино 1920-х пришел отнюдь не соцреализм, а «социалистический Голливуд», обращенный «лицом к зрителю». Он покоился на трех китах — системе жанров, системе звезд и системе киностудий — и был конкурентоспособным в мировом масштабе. Так, например, хит нью-йоркского проката «Ленин в Октябре» вдохновил мастеров голливудских байопиков.
Лекция Трофименкова будет посвящена цензуре, задевшей всех великих режиссеров эпохи, и странностям террора, практически их не коснувшегося; военному кинематографу «священной ненависти», послевоенному «малокартинью» и борьбе с космополитизмом — великому кинематографу, который мы на самом деле не знаем.
О лекторе: Михаил Трофименков — киновед, кинокритик, автор «Коммерсантъ», «Искусство кино», «Сеанс».
Вход на лекцию свободный. Количество мест ограничено, регистрация обязательна.