В разное время в истории — в Древнем Египте, в античную эпоху, в христианскую эпоху — смерти и ее последствиям придавали совершенно разные значения. Но если идея смерти изменяется во времени, происходит ли то же самое в пространстве? Иначе говоря, бывает ли «американская» смерть, «европейская», или, например, «русская»? О том, что может рассказать об этом история искусства — завершающая лекция искусствоведа Александра Королёва.
Русская историческая и культурная память живо реагирует на выражение «русская смерть». Вспоминаются примеры из произведений русских писателей, анекдоты и поговорки, события истории, приходят на ум собственные отношения со смертью. Инаковость «русской смерти» кажется очевидной — однако если обратиться к истории искусства, окажется, что на наглядном материале это не так-то просто показать.
Тем не менее, «русская смерть» существует, и не обсудить ее в связи с открытием в Манеже «Жизни после жизни» — крупнейшей в России выставки «про смерть» — было бы ошибкой.
Лекция «Что такое русская смерть?» — завершающая в авторском цикле встреч «Размышления петербургских художников о смерти и бессмертии». Лектором выступает Александр Валерьевич Королёв — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского института истории искусств (Зубовского), преподаватель СПбГУ и ВШЭ.
Вход свободный; регистрация обязательна. Перед лекцией рекомендуем посетить выставку «Жизнь после жизни».