8 марта в рамках просветительской программы выставочного проекта «Первая позиция. Русский балет» состоялась лекция Арсения Суржа, посвященная женскому сценическому танцу.
Профессиональный женский танец существует с незапамятных времен: мы находим следы первых танцовщиц еще в зрелищах Древней Греции. В Средневековье акробатки стали жонглерессами, в эпоху Возрождения превратились в морескьерок, в период Grand Manière Людовика XIV стали классическими танцовщицами. Женский классический танец не сразу встал в один ряд с мужским: виртуозные прыжки и вращения долгое время оставались прерогативой кавалеров. Манера исполнения женского классического танца напоминала бальные движения — статуарную павану или грациозную сарабанду. Мужчины же вовсю рассекали сцену прыжками jeté, взлетали в блестящие entrechat и выделывали пируэты. Так продолжалось до первой четверти XVIII века — до появления таких танцовщиц как Камарго и Кампанини. Великие артистки произвели революцию в женском балете — обогатили его трюками мужского танца и лишили прежней тяжеловесности. С тех самых пор мы ведем летопись великих балерин: Камарго, Тальони, Эльслер, Павлова, Уланова, Плисецкая, Лопаткина…
В рамках лекции мы поговорили об истории женского сценического танца, познакомились с творчеством великих артисток балета и исследовали феномен русской балерины.
Лектор: Арсений Суржа — театральный и балетный критик. Автор ведущих российских изданий («Театр», «Аргументы и Факты», «S7 Media»). Программный директор лаборатории балетной критики в Библиотеке им. Маяковского.