С 13 по 17 сентября 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге впервые прошел архитектурный фестиваль «Архитектон», объединяющий разные поколения архитекторов в рамках масштабного форума, премии, выставки и программы паблик-арта. Форум стал местом встречи и диалога участников современных архитектурных процессов в городе — профессиональных школ и университетов, известных бюро и молодых архитекторов. Выставка, в свою очередь, визуализировала эти процессы и преемственность поколений.
В названии фестиваля использован термин, который придумал и ввел Казимир Малевич в 1923 году. Архитектоны — это супрематические архитектурные модели из врезающихся друг в друга геометрических фигур. Они не имели утилитарного значения и являли собой части нового «супрематического ордера», который, по мысли Малевича, должен был стать основой архитектуры будущего. Программа мероприятия отсылает к философии основателя супрематизма, объединяя рефлексию о будущем с размышлениями о настоящем и прошлом.
Организатор фестиваля — Союз архитекторов Санкт-Петербурга под руководством Заслуженного архитектора РФ Владимира Григорьева. Кураторами фестиваля выступили архитектор Георгий Снежкин и продюсер и куратор Лиза Савина. В команду также вошли архитекторы Сергей Падалко и Антон Головин.
ФОРУМ
В рамках форума на протяжении всех фестивальных дней проходили дискуссии и лекции с участием архитекторов, урбанистов, градозащитников, архитектурных критиков, девелоперов, культурных институций, общественных организаций. Среди его участников были архитекторы Кирилл Губернаторов, Олег Шапиро, Никита Явейн, Тотан Кузембаев, Петр Советников, Петр Кудрявцев, главный редактор портала Архи.ру Юлия Тарабарина и другие.
ПРЕМИЯ
Важным событием фестиваля стало вручение премии «Архитектон». Этой осенью профессиональный смотр-конкурс, учрежденный Санкт-Петербургским Союзом архитекторов в 2001 году, стартовал в новом формате. Премия не только поощрила лучшие архитектурные произведения, созданные за последние четыре года, но и привлекла внимание общества и лидеров индустрии к лучшим образцам современной архитектуры. Она продемонстрировала публике актуальный срез и объективное положение дел в профессии архитектора в номинациях «Жилые комплексы, жилые здания, частные жилые дома» («Лучший реализованный проект жилой функции», «Лучший проект жилой функции»), «Общественные здания, общественные пространства» («Лучший реализованный объект общественной функции», «Лучший проект общественной функции»). Наряду с Гран-при фестиваля «Архитектон», будет вручена премия для молодых архитекторов до 35 лет «Архитектон + Локус» («Лучший дипломный проект», «Лучший проект», «Лучший реализованный объект»).
К участию в конкурсе приглашены архитекторы и архитектурные мастерские, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также архитекторы и архитектурные мастерские, выполнившие проект или постройку на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В жюри вошли: архитекторы Дмитрий Швидковский, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Тотан Кузембаев, Юрий Григорян, Эдуард Кубенский, урбанист Петр Кудрявцев, директор по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антон Финогенов, преподаватель МАРШ и основатель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева, искусствовед, историк архитектуры Ксения Малич и главный редактор Archi.ru Юлия Тарабарина.
ВЫСТАВКА
Наряду с форумом смыслообразующим блоком фестиваля стала выставка «Архитектон». Кураторы Андрей Ларионов, Владимир Фролов, Алина Черейская и Ксения Диодорова представили свой взгляд на архитектуру Петербурга через призму истории искусства и современных художественных практик. Консультант проекта — историк архитектуры Анна Сирро.
Прошлое города отразилось в экспозиции «Ленинградская школа на пороге перемен», посвященной наследию ленинградской архитектурной школы времен позднего Советского Союза. Куратором этого раздела выступил историк Андрей Ларионов. Ленинградская школа за чуть более чем два десятилетия испытала на себе весь спектр мировых трендов. Начиная со стереотипного интернационального стиля, через хай-тек и брутализм она углубилась в дебри постмодернистского многоголосия, а затем — к реалиям 1990-х годов.
Раздел «Руина» проекта alterspb под кураторством архитектурного критика Владимира Фролова помогла увидеть, как трактуются темы материала и времени в творчестве нового поколения. Экспозиция также стала комментарием к петербургскому художественному тексту: в 1923 году художник Павел Шиллинговский создал серию гравюр «Петербург. Руины и возрождение», представляющую картину величественного упадка имперской столицы. При этом работы были проникнуты надеждой на то, что город восстанет, подобно фениксу, из пепла. Сейчас иные времена и иные руины. Десять их версий предстали перед зрителем — десять размышлений о ценности прошлого и десять предположений о возможности нового.
Петербург будущего можно было увидеть в разделе «Город с открытым кодом» — мультисенсорной интерактивной инсталляции от SA lab и Gonzo: Research&Art. Кураторами этой части стали архитектор Алина Черейская и арт-директор и фотограф Ксения Диодорова.
Центром выставки «Архитектон» стал коллективный «кабинет архитектора», где разместились архитектурные реликвии, артефакты и рабочие инструменты.
ВИДЕОАРХ
Также в программе фестиваля была видеопрезентация 16 успешных архитектурных мастерских Петербурга, среди которых «А.Лен», «Студия 44», «Архитектурная мастерская Мамошина», «Интерколумниум» и другие. Презентации демонстрировались в масштабном мультиплексе — многозальном кинотеатре, который занял центральное пространство первого этажа «Манежа». Видеоформат позволил участникам свободно формулировать свое высказывание на тему современной архитектуры и не ставил жестких рамок, помимо технических.
ОБРАЗОВАНИЕ
Еще один блок фестиваля — объединенная экспозиция петербургских архитектурных школ и университетов: Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского Горного университета, Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, ИТМО и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Каждый день выставки, кроме последнего, был посвящен одной из школ, что позволило им в максимально развернутом формате раскрыть свои особенности и возможности. Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург сделала открытую студию с приглашенными гостями, Академия Штиглица, Горный университет и Академия художеств представили работы студентов, а ИТМО показал свои разработки в области транспорта. Помимо экспозиционной части, кураторы школ приняли участие в практикуме и провели презентации на главной сцене форума.
ПАБЛИК-АРТ
Уличной частью фестиваля «Архитектон» стала выставка в рамках главной городской паблик-арт программы «Музейная линия». Кураторы проекта — Георгий Снежкин и Лиза Савина — пригласили 15 молодых архитекторов и будущих звезд архитектуры придумать свои архитектоны, среди них — архитекторы Лиза Михайлова, Ира Кащеева, «БЮРО ЧЕЛЫ», NTML и другие. Их работы были представлены на площади у Западного фасада ЦВЗ «Манеж». Самая масштабная из них — архитектон, выполненный из труб различного диаметра архитектурным бюро NTML, — расположится на площади у западного фасада ЦВЗ «Манеж». Проект реализуется при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
Подробнее на architecton.spb.ru/