Третья ярмарка современного искусства 1703 прошла в Санкт-Петербурге с 5 по 9 июня 2024 года в Центральном выставочном зале «Манеж», где галереи из России, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов представили широкий спектр произведений современных авторов: живопись, скульптуру, графику, фотографию, инсталляции и работы, созданные с помощью цифровых технологий.
В новом сезоне количество участников ярмарки 1703 выросло до 45. Среди них — 41 галерея, творческое объединение и платформа из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Калуги, Нижнего Новгорода, Стамбула (Турция) и Дубая (ОАЭ), отобранные экспертным советом по итогам рассмотрения 218 заявок. Они заняли четыре секции: «Основа», «Алгоритм», «Проект» и «Материал». Разделение пространства позволило галереям гармоничнее сформировать экспозицию, а посетителям — построить идеальный маршрут для поиска произведений в коллекцию. Также участниками ярмарки стали четыре проекта с частными, корпоративными и институциональными коллекциями, объединенные в некоммерческую секцию. Четырнадцать галерей, включая дубайскую Inloco open storage, стали участниками ярмарки 1703 впервые.
В секцию «Основа» вошли 26 галерей с собственными пространствами и регулярной выставочной программой. В их числе — мэтры арт-рынка, заслужившие признание за годы работы: Marina Gisich Gallery, Triumph gallery, pop/off/art, Lumiere Gallery, 11.12 Gallery, КультПроект, Pogodina Gallery, Е.К.АртБюро, NAMEGALLERY, DiDi Gallery и многие другие. В концепциях галерей — разные направления творческой мысли: художники обращались к теме памяти, рефлексируя над процессом проживания времени (DiDi Gallery), демонстрировали широкий спектр эмоциональных переживаний: от экзистенциального страха до звенящего ощущения чистой радости (Marina Gisich Gallery) и работали с нарративом через диалог с медиумом (Галерея сцена/szena). На нескольких стендах можно было поймать отражение Петербурга: pop/off/art показали работы признанных петербургских художников, объединенных темой горизонтали как образа города, а Pogodina Gallery выстроили диалог московского романтического концептуализма с петербургским неоакадемизмом. У гостей также была возможность увидеть авторов из других регионов: галерея «Виктория» привезли работы самарских художников разных поколений, Pro Art’s Gallery показали лучших актеров калужской художественной сцены, а на стенде Галереи 9Б расположился результат сотрудничества пяти молодых нижегородских художников — участников Мастерской галереи. Были на ярмарке и зарубежные авторы: у турецкой галереи Ambidexter, дубайской Inloco open storage, работы иностранных авторов также представили Triumph gallery и Lumiere Gallery.
Распространенные сейчас поиски вдохновения в культурном коде и традиционных техниках стали фокусом экспозиции на нескольких стендах: Myth Gallery из Санкт-Петербурга повторили прошлогодний опыт соло-стенда с нарративом из русской культуры, Futuro Gallery из Нижнего Новгорода показали новый подход к традиционному искусству темперной живописи, а FINEART GALLERY привезли проект «Былины в кратком изложении», в котором картины предстали как иллюстрации к сказкам и былинам.
Галереи и платформы, сделавшие ставку на новейшие технологии, фиджитал-проекты и исследование дигитализации повседневности заняли секцию «Алгоритм». Их в этом выпуске четыре: Masters Digital Gallery, VS Gallery, Центр Art & Science Университета ИТМО, Inloco open storage. Показ виртуального искусства в реальной среде требовал специальных архитектурных решений, и организаторы ярмарки с вниманием подходили к подобным сложным техническим заданиям.
Свой раздел — «Проект» — появился у онлайн-галерей, художественных объединений и групп, которые работают вне привычного галерейного формата и без привязки к постоянному пространству. Это самая богатая на дебютантов секция: из восьми галерей сразу шесть впервые показали своих художников в рамках 1703 — галерея JESSICA, архитектурная фотогалерея «Точка», галереи фотографии ART OF FOTO и ZERNOGALLERY из Петербурга, а также САБСТАНЦИЯ и Роза Азора из Москвы. Их дополнили участники прошлых сезонов — ARTZIP и ГАЛЕРЕЯ «ПАЛЬТО».
Секция «Материал» объединила три галереи — 3L Gallery, ПАЛАТЫ и Space Four Concept Store, профессионально работающие с коллекционным дизайном и объемными произведениями искусства из разных материалов, будь то стекло, текстиль или керамика. Экспозиции участников этой секции раскрыли идею «Искусство диалога/ диалог через искусство» (3L Gallery) и описали положение современного индивида, его коллективный и индивидуальный опыт через среду обитания (Space Four Concept Store).
Основную программу дополнила традиционная некоммерческая секция «Коллекции». В этом году в ней участвовали четыре самостоятельных проекта из частной, институциональной и корпоративной коллекций, демонстрирующих разные подходы и успешные примеры формирования собраний. Гости увидели избранные произведения из корпоративной коллекции Газпромбанка, специальный некоммерческий проект «1024» мультидисциплинарной художницы Евгении Тут от Limonov Art Foundation, работы выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад» от Pop-Up Gallery и куратора Ксении Гощицкой.
Кульминацией годовой программы лектория 1703 стал цикл мероприятий в ЦВЗ «Манеж» в дни ярмарки, подготовленный в сотрудничестве со школой masters, постоянным партнером 1703. Галеристы, кураторы, коллекционеры, художники, архитекторы, дизайнеры и другие эксперты в области современной культуры прочитали лекции и приняли участие в дискуссиях, посвященных продвижению культурных проектов, искусству в регионах, взаимодействию искусства и бизнеса и новым тенденциям в отрасли. Важным нововведением этого выпуска стало увеличение количества арт-медиаций для посетителей, так как в прошлые годы они пользовались большой популярностью. Осмотр ярмарки в сопровождении опытного медиатора — хорошая возможность погрузиться в атмосферу экспозиций, больше узнать об участниках, концепциях стендов и направлениях, в которых работают художники.
В этом году организаторами был взят фокус на формирование и развитие сообщества коллекционеров вокруг ярмарки. Для профессионалов мира искусства накануне проекта состоялась серия закрытых мероприятий при поддержке партнеров, а на площадке ярмарки были организованы арт-консультации для подбора произведений в коллекции и знакомства с галереями.
Специально к ярмарке 1703 залы «Манежа» преобразились. Гости мероприятия сначала оказывались в аванзале, напоминающем белоснежную городскую площадь с кафе, лекторием и книжными магазинами, а анфилады стендов галерей отделяли большой архитектурный фасад с экраном. Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 инициирована ПАО «Газпром» и проводилась при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.