С 22 февраля по 21 мая 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась выставка «Первая позиция. Русский балет», созданная совместно с бюро Planet9 и РОСИЗО.
Проект представляет собой путешествие в историю создания и развития балетного танца в России, рассказ о произведениях, покоривших мир, исторических событиях, сопутствовавших развитию балета в России, легендах – балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, чьи имена вошли в историю этого вида искусства, а также о знаменитой системе балетного образования. Выставочный проект впервые продемонстрировал в сложном многоуровневом пространстве экспозиции эволюцию балета через историю страны, через призму культурных, политических и научных революций.
Среди почти 1000 представленных на выставке предметов – не только артефакты из истории русского балета, но и различные художественные образы, эмоционально сближающие зрителя с миром балетного искусства. Перед посетителями предстали полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, уникальные исторические костюмы, среди которых пуанты Матильды Кшесинской, личные вещи Петра Чайковского, Агриппины Вагановой и Александра Бенуа, афиши «Русских сезонов», архивные видеозаписи и фотографии. Экспозиция также позволила зрителям познакомиться со сценографией полуторавековой давности, восстановленной командой Манежа по заметкам, дневникам и архивным записям.
«Название проекта “Первая позиция. Русский балет” выбрано неслучайно — этот вид искусства всегда занимал особое место в нашей культуре. Русский балет открыл миру звезд первой величины, оказал существенное влияние на развитие хореографического мастерства, балетной педагогики и музыкального искусства. В работе над этой выставкой для нас особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю становления и развития балета в России, останавливаясь на наиболее важных исторических вехах, значимых постановках и выдающихся мастерах».
Анна Ялова, автор концепции, директор ЦВЗ «Манеж»
«Много лет назад мы загадали сделать выставку, посвящённую русскому балету – синтезу изящных искусств и спорта высоких достижений. Необъятность темы позволяет каждому найти свою оптику для рассказа. Так, мы сложили вместе спокойный хронологический рассказ с территорией лабораторной работы. Получилось как в балете, где сочетание сильной традиции и постоянного обновления обеспечивает непрерывное движение, а только находясь в постоянном движении возможно претендовать на первую позицию».
Агния Стерлигова, автор концепции, архитектор проекта, основатель и генеральный директор бюро Planet9
Художественное решение пространства выставки дало зрителю возможность заглянуть за кулисы театра, соприкоснуться с миром балета и почувствовать его красоту. Начиная свое путешествие по выставке, посетитель смог увидеть Сцену с разных позиций: из-за кулис и технической зоны, из зрительного зала, находясь в партере или в ложе.
Экспозиция была поделена на тематические разделы, среди которых «Царская ложа», где балет предстал перед зрителем в виде сменяющих друг друга ярких образов театральных лож, связанных с ключевыми вехами исторических событий дореволюционной России; «Советский балет» – раздел, охватывающий период с 1917 по 1991 гг. и отражающий изменение техники танца, появление новых героев балетной сцены, переосмысление классических балетных сюжетов; «Костюмерный цех» продемонстрировал трансформацию канона женского балетного костюма; «Анатомия балета» позволила узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции общих законов физики и биомеханики, а раздел «Школа» стал визуальным отражением становления и развития балетного образования в России, деятельности выдающихся педагогов и их учеников, преемственности традиций.
«Одна из особенностей выставки – большое количество участников и партнеров, поддержавших выставку, и музеев, согласившихся предоставить на экспозицию подлинные шедевры. Когда произносишь название выставки “Первая позиция. Русский балет” сразу становится понятно, почему эта выставка нужна, почему она актуальна, не нужно долго убеждать. Надеюсь, что так же произойдёт и со зрительским интересом».
Александр Кармаев, продюсер выставки, управляющий партнёр бюро Planet9
Выставка строится на сочетании уникальных подлинных экспонатов из 46 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России – живописи, графики, скульптуры, костюма, документов и личных предметов с мультимедийными инсталляциями, созданными специально для выставки. Важным дополнением выставки является аудиосопровождение, превращающее посещение выставки в аудиовизуальное путешествие. Гостей проведут по выставке голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова.
«”Удиви меня” – легендарное требование к художникам от Сергея Павловича Дягилева стало основополагающим принципом при работе над концепцией выставки “Первая позиция. Русский Балет”. При выборе работ мы стремились не только отразить факты, но и передать экспрессию, выразительность балетных образов: легкость движений, невесомость, полёт – вдохновением послужили пушкинские строки, посвященные Авдотье Истоминой – “Летит, как пух от уст Эола…”».
Павел Каплевич, креативный куратор проекта
В рамках выставочного проекта команда Манежа также представила насыщенную просветительскую программу, включающую в себя лекции, открытые дискуссии, выступления артистов, мероприятия для детей и подростков.
Проект был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Межмузейный проект “Первая позиция. Русский Балет” – сложная, многокомпонентная выставка, созданная при участии более 40 музеев, является поистине долгожданной. Самое важное, что поддержка Президентского фонда культурных инициатив позволила выстроить этот балетный город в петербургском Манеже таким, чтобы сюда хотели приходить люди. Уверен, что эту выставку ждет большой успех».
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив
Авторы концепции: Анна Ялова (ЦВЗ «Манеж»), Агния Стерлигова (Planet9)
Продюсер: Александр Кармаев (Planet9)
Креативный куратор: Павел Каплевич
Координатор: Елизавета Павлычева (ЦВЗ «Манеж»)
Научные консультанты: Светлана Лаврова, Павел Масленников, Татьяна Ногинова, Ольга Федорченко