Масштабная художественная выставка «Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день», организованная в рамках русско-греческого года Министерством культуры и спорта Греции в творческом содружестве с крупнейшими музеями страны – Национальной картинной галереей – Музеем Александроса Сутзоса (Афины), Национальным музеем современного искусства (Афины), Государственным музеем современного искусства (Салоники) и известными частными галереями, впервые в России представляет искусство Греции ХХ-ХХI веков, начиная с 1930-х годов по сегодняшний день.
Главной задачей данного проекта является продемонстрировать историко-культурную и эстетическую значимость греческого искусства, представить разные аспекты его художественного развития. Творческие процессы страны, по мнению кураторов проекта, неразрывно связаны с местом их возникновения. Географическая среда обитания формирует интеллектуальные, духовные и эмоциональные явления в культуре. Каждое из них характеризуется определенным набором отличительных черт – тематикой, ракурсом художественного видения, образной стилистикой. У каждого места – свой Гений, свой дух, своя энергетическая субстанция, которая и определяет содержание искусства, выросшего из красоты окружающего мира и заинтересованного взгляда художника на многообразные ландшафты страны.
Экспозицию составляют 147 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, объектов, инсталляций и видео-арта, знакомящих с творчеством более 100 авторов. Греческая культура XX века в своем эволюционном движении, безусловно, была включена в общеевропейский художественный контекст, она вобрала в себя широкий спектр модернистских стилистических исканий. Однако греческие художники всегда сохраняли глубочайшую связь с историей, культурой и традициями родной страны. Античное и византийское наследие является для них постоянным источником вдохновения, насыщая произведения греческих мастеров характерным национальным колоритом.
Особый интерес в экспозиции вызывают работы представителей так называемого «поколения 1930-х», сыгравших решающую роль в формировании современного художественного языка. Патриархи греческой живописи XX века, такие как Константинос Партенис, Фотис Контоглу и Спирос Папалукас, а также их последователи Яннис Царухис, Диамантис Диамантопулос, Никос Энгонопулос, Яннис Моралис и Никос Николау оставались на вершине художественного Олимпа вплоть до конца 1970-х годов.
Многообразие направлений, набиравших силу в искусстве послевоенной Греции, демонстрируют произведения Такиса, Василиса Скилакоса, Даниила Панагопулоса и Алексиса Акритакиса. Абстракционизм, активно развивающийся в европейских странах, ярко проявился и в Греции. Приверженцы этого стиля – Теодорос Стамос, Яннис Спиропулос и Йоргос Ксенос представлены на выставке превосходными беспредметными работами, свидетельствующими о философских размышлениях авторов. Особый интерес вызывает творчество живописца Никоса Кессанлиса, в работах которого усматривается оригинальная попытка соединить традиции Востока и Запада.
В диктаторский период истории Греции (1967-1974) искусство страны наполнилось идеологическим содержанием. Мрачная ситуация этих лет отражена в творчестве Димостениса Коккинидиса. Экспозиция, посвященная новейшему периоду 1980-2000-х годов увлекает разнообразием в видении мира и жизни. Предметно-изобразительная живопись соседствует с абстракцией, сдержанный язык минимализма – с динамичной экспрессией, элементы традиции – со смелыми новаторскими поисками, реализм – с очарованием средиземноморского наива, лиризм и романтика – с безудержной энергией. Интригуют концептуальные формы языка в искусстве Никоса Алексиу, Никоса Навридиса и Михалиса Катзуракиса, привлекают остроумием и оригинальностью художественных образов фотографии Йоргиса Йеролимбоса и Паноса Цагариса, звуковые инсталляции Зафоса Ксагорариса и Димитриса Алитиноса, видео-арт Стефаноса Тсивопулоса и Марианны Страпатсаки.
Впервые великая Эллада раскрывается в драматическом свете современности, художественных дискуссий, политических катаклизмов и стремительного обновления ХХ века.
Скрыть