January 30, 2017 Manege Central Exhibition Hall in St. Petersburg hosted a meeting of French and Russian museum professionals under Museum Bridges, an international program for museum exchange of the Vladimir Potanin Foundation.
Museum Bridges program is organized by the Vladimir Potanin Foundation, Institut Francais in Russian and PRO ARTE Foundation for Culture and Arts.
During their visit to Russia, museum professionals ill mainly focus on the fololwing topic: contemporary art, traditional museum and cultural heritage – impact and interaction. This is the second and final part of a bilateral program: in May 2016 a group of five Russian museum experts travelled to France for an internship.
Reps from five museums from Paris, Oiron, Bruere-Allichamps and Calais have told about their museums, historic buildings where they are located and contemporary art that is exhibited there.
At the end of the presentations, our experts moved on to a round table discussion. Russian and French participants shared their experience in creating residences, discussed educational programs and resources and expressed their views on current challenges for museums around the world. One of the most important questions for all museums around the globe is ways to combine research and educational programs with commercial ones.
Открыл выступления французских участников Клод д'Антенез (Claude d'Anthenaise) – директор Музея охоты и природы (Mus?e de la Chasse et de la Nature) в Париже. Коллекция музея расположена в двух особняках-памятниках архитектуры – Генего (H?tel de Gu?n?gaud), XVII век, и Монгла (H?tel de Mongelas), XVIII век.
Заняв пост директора в 1998 году, г-н д'Антенез кардинально изменил направление деятельности музея. «У меня было желание сделать другой музей – включить в него больше эмоций, добавить юмора, поэзии. Мы превратили дом XVII века в место охоты, оформили различные ландшафты. Начали приглашать современных художников. Их размышления об окружающей среде, ее хрупкости – интересны и важны для музея», – отметил он на встрече.
Мелани Бутелу (M?lanie Bouteloup), директор и со-основатель Центра современного искусства B?tonsalon в Париже, рассказала о работе Центра как уникальной площадки для художников, кураторов, исследователей. «Так как наш Центр расположен в здании Университета Париж 7, искусство оказывается неотделимым от научного исследования». Главной целью работы Центра г-жа Бутелу считает расширение тем исследования и формального подхода. «Мы хотим заставить двигаться ржавую музейную машину, создавая новые перспективы, новые виды развески и представления. Мы также ищем новые подходы. Наше экспозиционное пространство – это и место для диалога, совместной работы, обмена мнениями. У нас могут встретиться зрители с художниками, а из этих встреч – родится нечто новое. Я верю в такие случайные встречи». Г-жа Бутелу также рассказала об открытии нового пространства «Вилла Васильефф» (Villa Vasilieff) - в бывшей мастерской русской художницы Марии Васильевой а Монпарнасе, с февраля 2016 года здесь работает международная резиденция, которая объединяет художников и исследователей.
Поль Фурнье (Paul Fournier), глава культурного центра «Аббатство Нуарлак» (L'Abbaye de Noirlac), которое также является международной художественной резиденцией. Нуарлак – бывшее цистерианское аббатство в Брюэр-Аллишане, которое ведет свою историю с XII века, историко-архитектурный памятник и музей. «Мы представляем собой центр культуры. У нас нет коллекции. Мы размышляли над тем, что мы можем предложить, сохраняя при этом традиции этого особенного места, и решили, что наша цель – приручить молчание и тишину, сделать акцент на слушании и внимании». Художники, музыканты и писатели создают свои произведения, вдохновляясь архитектурой и интерьерами Аббатства, его историей и монашескими традициями. Г-н Фурнье рассказал о некоторых проектах современных художников: один из резидентов превратил бывшую келью монахов в улей, оформив ее фотографиями пчел, сделанными с помощью микроскопа; другой художник разместил в нефе церкви инсталляцию из тысячи маленьких квадратов, заполненных землей, на которой располагается аббатство. В Аббатстве проходят концерты современной и классической музыки, выступления танцевальных коллективов и нового цирка и многие другие художественные проекты.
Другой яркий пример сочетания современного искусства и исторического наследия – Замок Уарон (Ch?teau d'Oiron), который ведет свою историю с XV века. Во времена Французской революции замок был разграблен, и только в середине XX века здесь был открыт музей. Карин Гамбар (Carine Guimbard), директор Замка Уарон, рассказала о том, что основная задача в управлении таким музеем – одновременно сохранять историческое наследие, восстанавливать интерьеры - и открывать новое для зрителей. В галереях с фресками в стиле школы Фонтенбло и резными интерьерами XVII века представлены произведения актуального искусства признанных современных художников (Илья Кабаков, Марина Абрамович, Она Кавара и др.). «Современные инсталляции в замке мы стараемся сочетать с интерьерами, и для нас очень важно привлекать местных жителей, вплетать историю этих мест в современное искусство». Г-жа Гамбар привела пример работы известного художника Кристиана Болтански, который создал коллаж из фотопортретов учеников местной школы Уарона.
Выступления французских гостей завершились презентацией Анн-Клэр Ларонд (Anne-Claire Laronde), директора Музея кружева и моды города Кале. Это один из самых известных мировых музеев декоративно-прикладного искусства и кружева. Он располагается в здании бывшей фабрики: «Музей возник на фоне промышленного спада. Наша цель – сохранить историю продукции знаменитой кружевной фабрики». В настоящее время музей хранит уникальные экспонаты XVIII-XXI веков и активно сотрудничает с кутюрье и художниками. «Мы пытаемся чередовать известные имена и имена, известные только специалистам. Так мы одновременно расширяем аудиторию, и даем возможность посетителям узнать новое, познакомиться с экспериментальной модой». Г-жа Ларонд также рассказала о проблемах, связанных с миграционными потоками, проходящими через Кале, и о том, как музей пытается работать в этой сложной ситуации.
Во время встречи с французскими коллегами состоялись презентации российских музеев: Государственного музея-заповедника «Куликово поле» (Тула), Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова (Томск), Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург), Музея «Ледокол «Красин» — филиала музея Мирового океана в Санкт-Петербурге и Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург). Российские коллеги рассказали о своих музеях и поделились опытом работы с современными художниками. Ирина Кирюхина, предоставлявшая музей-заповедник «Куликово Поле», и Анна Полякова из томского музея Шатилова — участники российской группы «Музейного десанта» во Францию.
Презентации музеев закончились открытым обсуждением в формате круглого стола. Российские и французские участники поделились опытом создания и развития резиденций, обсудили образовательные программы и ресурсы, необходимые для их формирования, а также высказали соображения о текущих вызовах в музейном деле и работе с ними. Один из важнейших вопросов, волнующих музеи во всем мире – как сочетать научную и просветительскую работу музея с необходимостью развития коммерческих программ.
Hide